После многонедельной задержки вышла Mesa 23.2 — ежеквартальный релиз для набора открытых драйверов OpenGL и Vulkan, используемых в AMD Radeon, Intel graphics, Apple Silicon, Qualcomm Adreno (Freedreno), Nouveau (open-source NVIDIA), Broadcom / Raspberry Pi, Arm Mali и другом оборудовании.
Mesa 23.2.1 вышла как первый стабильный релиз в серии Mesa 23.2 — случайная пометка Mesa 23.2 несколькими неделями ранее привела к тому, что эта первая стабильная версия получила пометку Mesa 23.2.1, а не первый точечный релиз. Mesa 23.2.1 вышла уже сейчас, так что, будем надеяться, ей все же удастся попасть в осенний раунд релизов дистрибутивов Linux. Mesa 23.2 содержит множество интересных изменений: трассировка лучей RADV включена по умолчанию для всех графических процессоров AMD RDNA2/RDNA3, реализация Rusticl OpenCL стала гораздо более функциональной, в Zink OpenGL-on-Vulkan внесено множество улучшений, реализовано хеширование шейдеров BLAKE3, улучшены старые драйверы R300 и R600, драйвер Asahi AGX Gallium3D теперь поддерживает OpenCL 3. 1 и OpenGL ES 3.0, в Lavapipe добавлена поддержка задач/меш-шейдеров, а также другие новые возможности, поддержка декодирования видео Intel Vulkan H.265 поддержка декодирования видео, в драйвере Intel Vulkan по умолчанию включена поддержка GPL, а также произведены различные оптимизации производительности в ключевых драйверах. В Mesa 23.2 также включена поддержка различных рутинных расширений Vulkan, таких как VK_EXT_dynamic_rendering_unused_attachments и VK_EXT_attachment_feedback_loop_dynamic_state на RADV, а также VK_EXT_depth_bias_control и VK_EXT_pipeline_robustness и других расширений, призванных помочь геймерам Linux.
Mesa 23.2.1 может быть загружена с GitLab FreeDesktop.org для тех, кто компилирует эти графические драйверы с открытым исходным кодом.
Из-за того, что этот релиз был быстро собран после 23.2-rc4, точечный релиз Mesa 23.2.2, скорее всего, появится на следующей неделе, чтобы включить больше исправлений из Mesa Git, которые не успели попасть в сегодняшний релиз.
Mesa 23.3, как функциональный релиз четвертого квартала, будет ветвиться уже в августе — на неделю позже из-за XDC 2023, а также из-за задержки Mesa 23.2 — и, надеюсь, выйдет в качестве стабильного релиза в ноябре.