Linux 6.14

Вышло долгожданная, для геймеров, версия ядра Linux 6.14. Самые интересные функции Linux 6.14: от NTSYNC до AMD Ryzen AI и абстракций Rust.

Что нового в Linux 6.14

Наиболее интересными в Linux 6.14 являются следующие:

  • Драйвер NTSYNC теперь считается завершенным для того, чтобы он мог лучше эмулировать примитивы синхронизации Microsoft Windows NT. Это может обеспечить Wine более высокую производительность Windows-игр в Linux и, в свою очередь, стать более полным решением для Steam Play (Proton) по сравнению с ESYNC;
  • Драйвер AMDXDNA наконец-то объединен для обеспечения возможности использования Ryzen AI NPU в Linux с основным ядром при использовании способного стека программного обеспечения пользовательского пространства;
  • Графический драйвер AMD также теперь поддерживает «экран смерти» DRM Panic в Linux при возникновении проблем с ядром;
  • Приближается стадия, когда можно будет писать «настоящие» драйверы ядра на языке Rust, так как больше абстракций драйверов PCI и устройств платформы теперь доступны для кода языка программирования Rust в ядре Linux;
  • Новый загрузочный логгер DRM для сообщений ядра;
  • Буферизованный ввод/вывод без кэша — весьма интересная возможность для хранения данных;
  • Более быстрая криптография AES-GCM и AES-XTS для современных процессоров AMD;
  • Поддержка ключа Microsoft Copilot для некоторых ноутбуков, например, нескольких моделей Lenovo;
  • Значительно более быстрая поддержка приостановки и возобновления работы для некоторых систем.

Наиболее подробный отчет об изменениях читайте на opennet.ru.

Официальная информация

Linux 6.14 станет основой для Ubuntu 25.04, Fedora 42 и других дистрибутивов Linux весны 2025 года. Исходники ядра можно загрузить прямо сейчас через kernel.org, а в репозиториях любимых дистрибутивов оно появится чуть позже. Обладателям ролинг-релиз дистрибутивов (например Arch или ALT Regular) повезло немного быстрее получить новое ядро на свою систему.

Что касается прошедшей недели с момента выхода Linux 6.14-rc7, то здесь стоит отметить возврат патча двухлетней давности для исправления различных регрессий производительности (читайте ниже). Остальные материалы на этой неделе представляли собой в основном случайный набор исправлений ошибок/регрессий.

Теперь переходим к окну слияния функций Linux 6.15, которое обещает быть весьма интересным, и уже есть несколько ранних запросов на исправление.

Обновление: Линус Торвальдс опубликовал свое объявление в списке рассылки:

«Итак, сегодня раннее утро понедельника (ну — раннее для меня, я не очень люблю утро), и я хотел бы иметь какое-нибудь хорошее оправдание тому, почему я не сделал релиз 6.14 вчера в соответствии с моим обычным графиком релизов в воскресенье днем.

Я бы хотел сказать, что в последнюю минуту возникли какие-то важные дела и все отложилось.

Но нет. Это просто чистая некомпетентность.

Потому что вчера не произошло абсолютно ничего срочного, и я просто убирал некоторые несвязанные вещи, чтобы быть готовым к окну слияния. И в процессе просто совсем забыл, что вообще-то нужно резать релиз. Д’о.

Так что да, небольшая задержка без всякой причины, и, очевидно, это означает, что окно слияния открылось. Нет покоя злым (или некомпетентным)».

Ошибка двухлетней давности приводившая к снижению производительности

В Linux 6.14 в последнюю минуту исправлена регрессия двухлетней давности, приводящая к падению производительности на 30%

Сегодня в преддверии стабильного релиза Linux 6.14, который ожидается в воскресенье, было представлено исправление одинокого планировщика для ядра. Этот патч предназначен для возврата изменения, внесенного в ядро Linux два года назад, которое привело к регрессу некоторых рабочих нагрузок со значительным снижением производительности.

Почти два года назад был слит этот патч в код ядра планировщика для попытки снизить стоимость обработки sched_move_task при использовании конфигурации CONFIG_SCHED_AUTOGROUP. С помощью простого цикла bash-скрипта, запускающего множество команд «sleep» как отдельные процессы, этот патч в итоге сократил время выполнения примерно на 57 %.

Но оказалось, что попытка оптимизации, предпринятая два года назад, навредила другим рабочим нагрузкам Linux. С сегодняшним патчем, возвращающим код, этот код двухлетней давности стал регрессировать в тесте UnixBench spawn примерно на 30%. Об этом снижении производительности сообщил инженер Amazon при выполнении тестов в облаке AWS с включенной автогруппировкой. В итоге пострадали и другие рабочие нагрузки, помимо UnixBench.

Сегодня Инго Молнар отправил запрос на исправление планировщика с этим единственным исправлением и прокомментировал его:

«Это, конечно, немного запоздалое решение, и регрессия уже старая, но влияние производительности существенно для затронутых рабочих нагрузок, поэтому я не хотел откладывать это исправление».

 

Один мальчик подписался на телеграм-канал Игры в Linux и получил бесплатную игру в Steam! Новости из мира игр в Linux, свежие обзоры игр и полезные инструкции всегда под рукой!

Источник
Константин Дьяченко

Автор и основатель сайта Игры в Linux с 2010 года. Пользователь Linux с 2002. Старый злобный сисадмин с 1997.

Если Вам интересна тематика сайта и вы хотите каким-то образом поучаствовать в жизни сайта и его сообществ - напишите мне! Все контакты в разделе о сайте.

Игры в Linux
Добавить комментарий

Поля email и сайт не являются обязательными. Оставляя комментарий вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.